Служба по контракту ХМАО-Югра
Решаем вместе

Решаем вместе

Платформа обратной связи

Социально-психологическая служба

Социальные педагоги

  • Голова Оксана Анатольевна

Педагоги-психологи

  • Чупрова Ольга Владимировна

Социальный педагог школы

  • Содействует процессу становления и развития личности ребёнка в школе, семье, по месту жительства, в молодёжных и детских формированиях, объединениях и т.д.
  • Защищает права и интересы детей, выступает их представителем в школе, различных инстанциях, привлекая в этих целях специалистов других профессий. 
  • Обеспечивает социально-педагогическую поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребёнка. Выявляет семьи социального риска, содействует снижению их отрицательного влияния и созданию благоприятных условий для развития личности.
  • Выявляет и ведёт учёт детей и молодёжи, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке (попечительстве), попали в экстремальные ситуации и принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки.
  • Ведёт работу по своевременному выявлению и предупреждению фактов асоциального поведения учащихся, организует превентивно-профилактическую работу (по профилактике преступлений и правонарушений, пьянства, токсикомании и наркомании, травматизма и т.д.).
  • Занимается проблемами организации здорового образа жизни, организует и осуществляет коррекционно-реабилитационную деятельность с учащимися с особенностями умственного и физического развития.
  • Оказывает помощь детям по включению их в различные виды социально значимой деятельности, в организации свободного времени, социальном и профессиональном определении, трудоустройстве, оздоровлении.
  • Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МКОУ "Октябрьская СОШ"

1.Общие положения

1.1.Настоящее Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и регламентирует работу совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (далее — Совет) в МКОУ «Октябрьская СОШ» (далее — Учреждение).

1.2.Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав обучающихся Учреждения.

1.3.Совет профилактики оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

1.4.Совет является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона РФ «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

1.5.Совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений в Учреждении, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

2.Состав Совета

2.1.Состав Совета утверждается приказом директора Учреждения. Работу возглавляет директор школы, в его отсутствие — заместитель директора по воспитательной работе.

2.2.В состав Совета входят заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, социальный педагог.

2.3.На заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут приглашаться классные руководители, представители правоохранительных органов, общественных организаций, муниципальных учреждений.

3.Задачи Совета

Главными задачами Совета являются:

  • изучение и анализ состояния правонарушений и преступности среди обучающихся;
  • рассмотрение персональных дел обучающихся, требующих особого внимания;
  • осуществление контроля за поведением подростков, состоящих на внутришкольном учёте, на учете в ПДН, в комиссии по делам несовершеннолетних или у врача-нарколога;
  • выявление и постановка на внутришкольный учёт трудновоспитуемых обучающихся и снятие с него;
  • выявление и постановка на внутришкольный учёт родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и обучению детей и снятие с него;
  • ведение учетно-профилактических карточек на обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и на неблагополучные семьи;
  • организация работы по вовлечению обучающихся «группы риска» в спортивные секции, кружки художественной самодеятельности, прикладного и технического творчества;
  • осуществление профилактической работы с неблагополучными семьями совместно с КДН, прокуратурой, отделом по охране прав детей, работа по привлечению таких родителей к ответственности, установленной законодательством РФ;
  • заслушивание на заседаниях отчетов о работе по предупреждению беспризорности, безнадзорности, правонарушений и преступлений среди обучающихся, отчетов о выполнении рекомендаций и требований Совета профилактики;
  • заслушивание классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений и преступлений среди обучающихся;
  • проведение мониторинга состояния правонарушений и преступности среди обучающихся;
  • вынесение проблемных вопросов на обсуждение педсовета и для принятия решения администрацией Учреждения;
  • ходатайство перед ПДН УВД и КДН о снятии с учёта исправившихся обучающихся;
  • оказание помощи классным руководителям в работе с «трудными» обучающимися;
  • информирование в соответствии с ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: органов прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; КДН — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище; органов опеки и попечительства — о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующие их воспитанию; органов социальной защиты — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью, а также о выявлении семей, оказавшихся в социально опасном положении; органов УВД — о выявлении случаев жестокого обращения с детьми, вовлечения их в совершение преступлений или антиобщественных действий.

4.Содержание работы Совета

4.1.Совет рассматривает вопросы, относящиеся к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят один раз в месяц (и по необходимости). Решение заседания заносится в протокол секретарем Совета.

4.2.При рассматривании персональных дел вместе с обучающимся приглашаются классный руководитель и родители (законные представители) обучающегося.

4.3.Работа Совета планируется на учебный год.

4.4.Свою работу Совет проводит в тесном контакте с правоохранительным органами, общественным организациями, проводящими воспитательную работу с детьми.

5.Меры воздействия Совета

5.1.Постановка обучающегося на внутришкольный учёт.

5.2.Самоконтроль обучающегося по учёбе, поведению и отчёт классному руководителю, социальному педагогу, администрации школы.

5.3.Обращение по месту работы родителей (законных представителей).

5.4.Обращение в ПДН ОМВД России по Октябрьскому району.

6.Основания для постановки обучающегося на внутришкольный профилактический учёт

6.1.К основаниям для постановки на внутришкольный учет обучающихся относятся:

  • социальная дезадаптация (враждебность, конфликтность, неуступчивость, дезорганизация дисциплины, склонность к грубым хулиганским выходкам, склонность к азартным играм);
  • уход из дома, бродяжничество;
  • школьная дезадаптация (систематические пропуски уроков без уважительной причины, неуспеваемость, «педагогически запущенные дети»);
  • асоциальные проявления (воровство, сквернословие, агрессивное и грубое поведение, драки, жестокое обращение с животными);
  • социальные отклонения (порча школьного имущества, мелкие проступки, противоречащие нормам морали и правил поведения в общественных местах);
  • курение, употребление алкоголя или психотропных веществ;
  • вступление в неформальные объединения и организации антиобщественной направленности.

6.2.На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, состоящие на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, органах социальной защиты населения.

6.3.Семьи обучающихся должны быть поставлены на внутришкольный учет в случаях, если родители (законные представители):

  • злоупотребляют спиртными напитками;
  • употребляют наркотики;
  • допускают в отношении своих детей жестокое обращение, насилие;
  • не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;
  • отрицательно влияют на своих детей, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, проституция и др.).
  • окончившие Учреждение;
  • сменившие место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение.

8.Ведение внутришкольного учета

8.1.На каждого обучающегося и семью, поставленных на внутришкольный учет, заводится учетная карточка.

8.2.Раз в полугодие осуществляется сверка данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в органах внутренних дел, социальной защиты населения.

8.3.Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учета обучающихся и их семей, находящихся в социально опасном положении, оформление соответствующей документации, а также взаимодействие с другими учреждениями и органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.

9.Организация и проведение индивидуальной профилактической работы

9.1.На каждого обучающегося и семью, поставленных на внутришкольный учет, составляется план индивидуально-профилактической работы.

9.2.Индивидуальная профилактическая работа в отношении обучающегося, его родителей (законных представителей) проводится в сроки, необходимые для оказания им социальной и иной помощи, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям обучающегося, или до наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.

9.3.Обо всех результатах контроля за обучающимся, поставленным на внутришкольный учет, классные руководители ставят в известность его родителей (законных представителей).

9.4.В случае отсутствия обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, на занятиях без уважительной причины, социальный педагог и классный руководитель связываются с родителями и проводят с ними беседу.

9.5.Если пропуски уроков, плохая подготовка к ним становится систематическими, родители (законные представители) обучающегося вызываются на заседание Совета, где рассматриваются вопросы:

  • уклонения обучающегося от обучения;
  • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию своего ребенка.

При этом Совет имеет право ходатайствовать перед администрацией Учреждения:

  • о составлении для обучающегося индивидуального графика дополнительных учебных занятий;
  • об установлении срока сдачи задолженностей по предметам;
  • о перенесении срока окончания учебной четверти, учебного года.

9.6.Если родители (законные представители) отказываются от помощи, предлагаемой Учреждением, и не занимаются проблемами своего ребенка, Совет имеет право ходатайствовать в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав:

  • о проведении профилактической работы с обучающимся;
  • об оказании помощи в организации летнего отдыха обучающегося, состоящего на внутришкольном учете;
  • о постановке обучающегося на учет в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • о рассмотрении материала и принятии мер в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению своего ребенка.

9.7.В конце учебного года социальный педагог проводит анализ профилактической работы с обучающимися и семьями, поставленными на внутришкольный учет, и сообщает о его результатах на заседании Совета.

10.Документация Совета

10.1.Приказ директора Учреждения о создании Совета.

10.2.План работы Совета на учебный год.

10.3.Протоколы заседаний Совета.

10.4.Учётно-профилактические карточки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, а также неблагополучных семей

10.5.Списки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в ПДН, в органах социальной защиты.

10.6.Списки семей: неблагополучных, «группы риска», состоящих на учете в ПДН.

6.4.На внутришкольный учет также могут быть поставлены семьи обучающихся, состоящие на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органах внутренних дел, социальной защиты населения.

7.Основания для снятия обучающегося с внутришкольного профилактического учёта

7.1.Снятие с внутришкольного учета обучающихся или их семей осуществляется по решению Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних при появлении позитивных изменений в обстоятельствах жизни обучающихся или их семей, указанных в настоящем положении.

7.2.Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся:

Тема: Семейное неблагополучие

  1. Сущность понятия «семейное неблагополучие».
  2. Социальное сиротство как проявление семейного неблагополучия.
  3. Деятельность государства по поддержке семьи и минимизации семейного неблагополучия.

1. Сущность понятия «семейное неблагополучие»

Семейное неблагополучие рассматривается как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Для конкретного ребенка семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально — психическое состояние. Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Неблагополучные семьи- это семьи с низким социальным статусом, в какой—либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной семьей понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Показатели неблагополучия семьи

Социально-экономические:

  • длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
  • длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
  • расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т. д.) не по целевому назначению;
  • отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т. д.;
  • необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т. д.;
  • задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
  • частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:

  • антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
  • отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
  • неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
  • несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
  • противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

  • родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
  • устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
  • выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
  • родители или один из них посещает деструктивную секту;
  • родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

  • полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
  • непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
  • систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
  • насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
  • повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:

  • постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
  • нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
  • аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т. д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
  • проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
  • наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
  • попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
  • оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Обстоятельства семейного неблагополучия вызываются разными причинами макросоциального и микросоциального характера.

Причины макросоциального характера — кризисные яв­ления в социально-экономической сфере.

Причины микросоциальные — как правило, биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и ТД.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).

На современную семью к тому же оказывает влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Среди них:

  • Миграция населения.
  • Урбанизация.
  • Нравственно-психологическая неподготовленность всту­пающих в брак.
  • Социальная незрелость.
  • Экономическая и психологическая самостоятельность женщин.
  • Следует подчеркнуть, что особую тревогу вызывает влияние семейного неблагополучия на состояние и воспитание ребенка.

К отклонениям в поведении ребенка приводятпричины биологического характера, а также социально-экономические, социально-психологические и психолого-педагогические.

Причины биологического характера:

  • наличие в семье психически или физически больного родителя (или двух);
  • неблагоприятную наследственность у детей;
  • стойкие отклонения в здоровье ребенка.

Социально-экономические причины:

  • падение жизненного уровня большинства семей;
  • снижение уровня социальных гарантий для детей;
  • нерешенность жилищной проблемы;
  • дистанционность школы от детей с трудными судьбами;
  • влияние асоциальных групп в микросоциуме.

Социально-психологические причины:

  • отчуждение между родителями и детьми;
  • сверхзанятость родителей на производстве;
  • конфликтный стиль отношений в семье;
  • насилие в семье.

Психолого-педагогические причины:

  • непоследовательность и противоречивость воспитания;
  • эмоциональное отторжение своего ребенка;
  • гиперопека (изоляция от окружающей среды);
  • авторитарность родителей;
  • гиперсоциальность (без учета индивидуальных особенностей ребенка);
  • эффективность (раздражительность) родителей;
  • непонимание закономерностей развития ребенка.

Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары. Чаще всего это связано с критическим периодом в развитии супружеских отношений, который переживается в разной степени и в разные периоды всеми супружескими парами.

2. Сиротство — социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее..

Социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин.

По мнению В. С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.

К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

  • добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;
  • принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи.

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.

Интернет-ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/3053189/page:2/

Наверх