Наставник — педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.Наставляемый — участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор — сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения — школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество — форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества — способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества — это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Нормативно-правовая база наставничества
МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
Молодой специалист — выпускник педагогического высшего учебного заведения, стаж работы которого в школе не превышает трёх лет.
Повышение квалификации молодых специалистов в Октябрьской школе осуществляется в соответствии с планом работы «Школы молодого учителя»:
I год: «Почувствуй вкус профессии»
- Изучение нормативной базы, регулирующей деятельность средних учебных заведений в Российской Федерации.
- Знакомство с коллективом школы, закрепление наставника.
- Изучение учебного плана школы.
- Согласование учебной нагрузки.
- Представление на утверждение календарно-тематических планов по предмету.
- Составление поурочных планов.
- Эффективное использование наглядных пособий.
- Изучение педагогических методов, обеспечивающих проведение эффективных уроков.
- Посещение уроков наставника, учителей-новаторов.
- Обсуждение и анализ собственных уроков с наставником.
- Своевременное ведение классных журналов.
- Формирование педагогических качеств.
- Подготовка отчетного внеклассного мероприятия (творческий отчёт).
II год: «Выбор пути»
- Корректировка педагогических знаний, умений и навыков, полученных в течение первого года работы в школе.
- Изучение методик преподавания.
- Эффективное использование технических средств обучения (ТСО).
- Подготовка и проведение открытого урока.
- Выбор тематики для глубокого изучения в будущей педагогической деятельности.
- Формирование целей и задач самообразования.
- Выбор собственного педагогического почерка.
III год: «Я — учитель»
- Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.
- Изучение межпредметных связей.
- Дальнейшее развитие педагогических навыков путем применения полученных знаний по ранее выбранной тематике.
- Подготовка и проведение интегрированного урока как отчётное мероприятие по окончании трёхлетней школы молодого специалиста.
- «Круглый стол» по итогам работы «Школы молодого учителя»