Социальные педагоги
- Голова Оксана Анатольевна
Педагоги-психологи
- Чупрова Ольга Владимировна
Социальные педагоги
Педагоги-психологи
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и регламентирует работу совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (далее — Совет) в МКОУ «Октябрьская СОШ» (далее — Учреждение).
1.2.Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав обучающихся Учреждения.
1.3.Совет профилактики оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.
1.4.Совет является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона РФ «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
1.5.Совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности в создании единой системы по профилактике безнадзорности и правонарушений в Учреждении, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.
2.Состав Совета
2.1.Состав Совета утверждается приказом директора Учреждения. Работу возглавляет директор школы, в его отсутствие — заместитель директора по воспитательной работе.
2.2.В состав Совета входят заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, социальный педагог.
2.3.На заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут приглашаться классные руководители, представители правоохранительных органов, общественных организаций, муниципальных учреждений.
3.Задачи Совета
Главными задачами Совета являются:
4.Содержание работы Совета
4.1.Совет рассматривает вопросы, относящиеся к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят один раз в месяц (и по необходимости). Решение заседания заносится в протокол секретарем Совета.
4.2.При рассматривании персональных дел вместе с обучающимся приглашаются классный руководитель и родители (законные представители) обучающегося.
4.3.Работа Совета планируется на учебный год.
4.4.Свою работу Совет проводит в тесном контакте с правоохранительным органами, общественным организациями, проводящими воспитательную работу с детьми.
5.Меры воздействия Совета
5.1.Постановка обучающегося на внутришкольный учёт.
5.2.Самоконтроль обучающегося по учёбе, поведению и отчёт классному руководителю, социальному педагогу, администрации школы.
5.3.Обращение по месту работы родителей (законных представителей).
5.4.Обращение в ПДН ОМВД России по Октябрьскому району.
6.Основания для постановки обучающегося на внутришкольный профилактический учёт
6.1.К основаниям для постановки на внутришкольный учет обучающихся относятся:
6.2.На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, состоящие на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, органах социальной защиты населения.
6.3.Семьи обучающихся должны быть поставлены на внутришкольный учет в случаях, если родители (законные представители):
8.Ведение внутришкольного учета
8.1.На каждого обучающегося и семью, поставленных на внутришкольный учет, заводится учетная карточка.
8.2.Раз в полугодие осуществляется сверка данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в органах внутренних дел, социальной защиты населения.
8.3.Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учета обучающихся и их семей, находящихся в социально опасном положении, оформление соответствующей документации, а также взаимодействие с другими учреждениями и органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается на заместителя директора по воспитательной работе.
9.Организация и проведение индивидуальной профилактической работы
9.1.На каждого обучающегося и семью, поставленных на внутришкольный учет, составляется план индивидуально-профилактической работы.
9.2.Индивидуальная профилактическая работа в отношении обучающегося, его родителей (законных представителей) проводится в сроки, необходимые для оказания им социальной и иной помощи, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям обучающегося, или до наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ.
9.3.Обо всех результатах контроля за обучающимся, поставленным на внутришкольный учет, классные руководители ставят в известность его родителей (законных представителей).
9.4.В случае отсутствия обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, на занятиях без уважительной причины, социальный педагог и классный руководитель связываются с родителями и проводят с ними беседу.
9.5.Если пропуски уроков, плохая подготовка к ним становится систематическими, родители (законные представители) обучающегося вызываются на заседание Совета, где рассматриваются вопросы:
При этом Совет имеет право ходатайствовать перед администрацией Учреждения:
9.6.Если родители (законные представители) отказываются от помощи, предлагаемой Учреждением, и не занимаются проблемами своего ребенка, Совет имеет право ходатайствовать в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав:
9.7.В конце учебного года социальный педагог проводит анализ профилактической работы с обучающимися и семьями, поставленными на внутришкольный учет, и сообщает о его результатах на заседании Совета.
10.Документация Совета
10.1.Приказ директора Учреждения о создании Совета.
10.2.План работы Совета на учебный год.
10.3.Протоколы заседаний Совета.
10.4.Учётно-профилактические карточки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, а также неблагополучных семей
10.5.Списки обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в ПДН, в органах социальной защиты.
10.6.Списки семей: неблагополучных, «группы риска», состоящих на учете в ПДН.
6.4.На внутришкольный учет также могут быть поставлены семьи обучающихся, состоящие на учете в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органах внутренних дел, социальной защиты населения.
7.Основания для снятия обучающегося с внутришкольного профилактического учёта
7.1.Снятие с внутришкольного учета обучающихся или их семей осуществляется по решению Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних при появлении позитивных изменений в обстоятельствах жизни обучающихся или их семей, указанных в настоящем положении.
7.2.Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся:
Семейное неблагополучие рассматривается как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Для конкретного ребенка семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально — психическое состояние. Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
Неблагополучные семьи- это семьи с низким социальным статусом, в какой—либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Под неблагополучной семьей понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Показатели неблагополучия семьи
Социально-экономические:
2. Медико-санитарные:
3. Социально-демографические:
4. Психолого-педагогические:
5. Криминально-аморальные:
Обстоятельства семейного неблагополучия вызываются разными причинами макросоциального и микросоциального характера.
Причины макросоциального характера — кризисные яв­ления в социально-экономической сфере.
Причины микросоциальные — как правило, биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидизация, алкоголизм и ТД.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (низкий культурный уровень супругов, наличие конфликтов личностного порядка).
На современную семью к тому же оказывает влияние ряд факторов, которые во многом способствуют ослаблению межличностных отношений, возникновению размолвок и конфликтов между супругами, снижают воспитательный потенциал семьи, дестабилизируют весь семейный уклад жизни. Среди них:
К отклонениям в поведении ребенка приводятпричины биологического характера, а также социально-экономические, социально-психологические и психолого-педагогические.
Причины биологического характера:
Социально-экономические причины:
Социально-психологические причины:
Психолого-педагогические причины:
Неблагополучие в семейных отношениях, кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары. Чаще всего это связано с критическим периодом в развитии супружеских отношений, который переживается в разной степени и в разные периоды всеми супружескими парами.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее..
Социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин.
По мнению В. С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.
К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:
1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);
3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи.
Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка — распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства.
Интернет-ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/3053189/page:2/