Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическуюответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение — поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов;
- отставания в интеллектуальном развитии;
- ориентации на другие виды деятельности;
- отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам класса;
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
- пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков;
- употребление психотропных и токсических веществ;
- тяга к азартным играм;
- курение;
- нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость;
- драки;
- прогулы;
- пропуски занятий;
- недисциплинированность на уроках;
- избиение слабых, младших;
- вымогательство;
- жестокое отношение к животным;
- воровство;
- нарушение общественного порядка;
- немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное;
- скептическое;
- негативное;
- ожесточенное.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим необходимо:
- создать уклад норм школьной жизни;
- помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
- помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
- воспитать навыки правовой культуры.
«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».
Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.
Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
- оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
- пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
- воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
Основными направлениями ранней профилактики являются:
1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.
Это направление предполагает:
- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;
- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;
3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.
Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.
Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;
4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.
Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:
- осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
- выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
- оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
- группы риска;
- консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
- методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.
Следовательно можно выделить следующие направления действия:
- диагностическое;
- психокоррекционное;
- оздоровительное;
- учебно-воспитательное;
- социально-правовое;
- консультационное;
- научно-методическое;
- социально-аналитическое и просветительское.
Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.
Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.
Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы — тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.
В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний".
Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
N п/п
|
Мероприятия
|
Исполнители
|
Срок исполнения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.1.
|
Выявление семьи и детей группы социального риска
|
Социальный педагог, психолог,
|
В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)
|
1.2.
|
Выявление детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностью
|
Социальный педагог, психолог
|
В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)
|
1.3
|
Выявление учащихся, длительное время не посещающих школу, принятие мер по возвращению их в школу
|
Социальный педагог, классные руководители
|
По факту пропуска занятий
|
1.4.
|
Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
Социальный педагог
|
По отдельному плану (не реже 4 раз в год)
|
1.5.
|
Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
|
Заместитель директора по ВР
|
По отдельному плану (не реже 2 раз в год)
|
1.6.
|
Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)
|
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители
|
В течение года (ежемесячно)
|
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
1. Диагностическая деятельность
- выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
- изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
- наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
- определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
- проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
- определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
- выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
- изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
- изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
- определение мотивов поведения и общения;
- учет состояния здоровья ребенка;
- наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
2. Индивидуально-коррекционная работа
- индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
- изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
- ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;
- индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
- создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
- вовлечение учащихся в активную общественную работу;
- ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
- проведение тренингов общения;
- проведение тренингов психологической разгрузки;
- привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
- индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
3. Работа с семьей
- изучение социального положения ребенка в семье;
- выступление учителей на родительских собраниях;
- посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
- встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
- индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
- вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
- привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
- проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
- привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);
- приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
- сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
- сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
- сотрудничество с городским Центром детского творчества.
5. Информационная, организационно-методическая деятельность
- проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т. п.;
- взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
- разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;
- разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;
- составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;
- разработка материалов в помощь классному руководителю;
- составление психолого-педагогической характеристики класса;
- организация выставок литературы, плакатов;
- проведение социометрического исследования классов.
6. Правовое просвещение учащихся
- изучение и обсуждение Правил для учащихся;
- изучение Закона «О правах ребенка»;
- изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;
- организация встреч с работниками ОВД, ИДН;
- проведение месячника правовых знаний;
- проведение тематических кинолекториев;
- проведение диспутов, конференций.