Решаем вместе

Решаем вместе

Платформа обратной связи

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в нашей школе осуществляется на основании закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ. В соответствии с ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.

СХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами г. Щигры и Щигровского района по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности;
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  • обеспечения ответственности должностных лиц;
  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • многоаспектности;
  • последовательности;
  • аксиологичесности (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

  • Устав школы.
  • Локальные акты: «О Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних», «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», «О проведении рейдов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ, формированию законопослушного поведения обучающихся», «О порядке учета семей и учащихся, находящихся в социально опасном положении». 

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработаны программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми: «Семья», «Подросток», «Здоровое поколение».

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

ДОКУМЕНТЫ:

  • Комплексно-целевая программа профилактики правонарушений «Подросток»;
  • План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, планы руководителей кружков, план работы педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»;
  • План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности;
  • План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации;.
  • План работы с КДН;
  • План работы с ПДН;
  • План работы с социальным центром помощи семье и детям;
  • Планы по формированию здорового образа жизни и профилактике наркомании и токсикомании на текущий учебный год;
  • План проведения месячника по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников;
  • Планы классных руководителей по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ФОРМЫ РАБОТЫ

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:

  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • рейды по неблагополучным семьям;
  • деятельность Совета профилактики школы;
  • организация родительского лектория;
  • индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
  • работа с документами;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
  • работа по профориентации;
  • семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
  • родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
  • осуществление патронажного наблюдения;
  • оказание различных видов материальной помощи;
  • организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
  • организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • рефлексия;
  • убеждение;
  • социальное проектирование;
  • анализ документов;
  • социометрия;
  • метод «педагогического взрыва»;
  • метод поощрения;
  • метод убеждения;
  • методика организации коллективной творческой деятельности;
  • индивидуальная консультация;
  • создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.;
  • тренинги социальных навыков и модификации поведения;
  • индивидуальная педагогическая поддержки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ

Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается руководителем. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).

На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится классным руководителем по мере проведения мероприятий согласно плану индивидуальной профилактической работы, но не реже одного раза в месяц. Все рекомендации, данные администрацией, социально — психологической службой образовательной организации, результаты индивидуальной профилактической работы должны, быть отражены в личной карте учащегося.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

  • информационный (данные об учащемся, родителях (законных представителях), месте проживания);
  • раздел, содержащий данные о социальном положении семьи;
  • данные о состоянии здоровья;
  • результативность обучения;
  • план индивидуальной профилактической работы;
  • мероприятия по реализации индивидуальной профилактической работы.

Доступ к данным личной карты носит локальный характер. Данные могут быть представлены для ознакомления администрации общеобразовательного учреждения, родителям (законным представителям) учащегося, являются открытыми для медицинского работника, психолога, другим должностным лицам в соответствии с законодательством.

Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.

В ОО ИМЕЕТСЯ НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

  • банк данных ОО об учащихся, состоящих на учете в школе, ПДН и КДН и семьях, находящихся в социально — опасном положении;
  • социальный паспорт ОО и классов;
  • акты обследования жилищно-бытовых условий опекаемых и учеников, находящихся в социально — опасном положении;
  • справки о посещении семей;
  • справки по итогам рейдов;
  • журнал индивидуальной работы с учениками и родителями;
  • информация о занятости ребят, состоящих на школьном учете и в ПДН, во внеурочное время и каникулярное время.

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТСТВА

Направление Деятельность администрации Деятельность педагогического коллектива Работа педагогов с детьми Работа с родителями Связь с социальными институтами
1. Пропаганда здорового образа жизни
Создание условий для безопасных условий деятельности всех участников УВП, отслеживание активных форм работы
Организация совместной деятельности классных руководителей и учителей-предметников
Привлечение к участию в массовых и спортивных мероприятиях
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей и профилактике вредных привычек Привлечение специалистов различных социальных институтов в работе с педагогами, детьми и родителями
2. Досуговая
деятельность
Координация деятельности кружков и секций в системе дополнительного образования МБОУ и за ее пределами
Мероприятия по укреплению взаимосвязей разновозрастных коллективов и взаимоотношений в классе
Создание условий для выявления и развития способностей детей. Включение в коллективные и малые формы работы
Привлечение родителей к организации и проведению совместных мероприятий
Организация свободного времени учащихся. Участие в мероприятиях разного уровня
3. Общение и развитие
Отслеживание личностного развития детей и профессионального роста педагогов
Взаимодействие с психологом, коллегами, администрацией по решению возникших проблем. Проведение педагогических консилиумов
Определение задач по развитию каждого учащегося
Организация консультаций специалистов по желанию родителей
Взаимодействие с районными и городскими службами и учреждениями культуры
4.Профилактическая работа
Проведение анализа по выявлению причин «попадания» детей в группу риска
Создание системы мероприятий
Проведение разъяснительной работы о правовых обязанностях и ответственности несовершеннолетних
Организация лектория и индивидуальных консультаций
Проведение совместных рейдов и отдельных мероприятий
5. Научно-методическая работа
Организация работы по повышению научно-практической подготовки педагогов Ознакомление с нормативно-правовыми документами и методиками
Определение влияния воспитательных усилий на развитие личности ребенка
Диагностика и мониторинг
Организация семинаров и конференций
6. Учетно-регистрационная деятельность
Составление картотеки учащихся группы риска, и неблагополучных семей
Своевременное выявление детей группы риска и неблагополучных семей
Ведение дневников наблюдений и проведение мероприятий по защите прав ребенка
Посещение детей на дому, выявление семей, находящихся в социально опасном положении Уточнение, учет и регистрация учащихся и семей различных социальных категорий

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИУЧАЩИХСЯ

Основные направления

Задачи

Формы работы

Документы

1. Выявление, учет, изучение
Выявление несовершеннолетних «группы риска».Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.Изучение семей и условий семейного воспитания, жилищно-бытовых условий.Изучение особенностей развития личности учащихся «группы риска».
Уточнение списков детей микрорайона 5–15 лет. Индивидуальные беседы с учащимися, родителями.
Анкетирование.
Посещение семей.Работа с документами.
Социальные паспорта классов.Социальный портрет школы. Списки учащихся и семей, поставленных на ВШК. Карты сопровождения учащихся, семей. Акты посещения семей учащихся.
2. Контроль, коррекция, защита
Осуществление ВШК за учащимися «группы риска» и семьями, находящимися в СОП.Оказание правовой, социальной, психоло - педагогической помощи учащимся, защита их законных прав и интересов.Организация взаимодействия с государственными внешкольными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» (по плану)Патронаж семей, находящихся в СОП (по плану).Совместная работа с ПДН, КДН и др. (по плану).Организация работы Совета профилактики правонарушений (по плану).
Ведение карт сопровождения учащихся, семей, состоящих на ВШК.Составление и реализация плана совместной работы с ПДН и КДН.Составление и реализация плана работы Совета профилактики правонарушений.Ведение протоколов заседаний Совета профилактики правонарушений.Акты посещений семей учащихся, характеризующие материалы, представления и др.
Наверх